Как сделать из ребенка гения?

Существует ли идеальная методика развития, способная сделать Вашего ребенка настоящим гением?

Методики развития детей

Какой подход в воспитании ребенка выбрать родителям, - достаточно непростой вопрос, о котором стоит задуматься еще во время беременности, чтобы после рождения малыша не оказаться в растерянности. А еще лучше, если будущие мама и папа хотя бы поверхностно ознакомятся с существующими системами и методиками развития детей и выберут, на их взгляд, наиболее оптимальную. На данный момент методик существует достаточно много. Наиболее популярными являются подходы семьи Никитиных (Россия), Глена Домана (Америка), Марии Монтессори (Италия), Масару Ибука (Япония).

 

Расскажем вкратце о каждом из них. Итак, семья Никитиных полагала, что в воспитании детей не должно быть каких-либо специальных тренировок и уроков, родители не должны навязывать малышу то, что ему не интересно. Первым делом, у детей должна быть свобода творчества. Кроме того, большое внимание Никитины уделяли физическим упражнениям и закаливанию, полагая, что они сведут к минимуму у малышей простудные заболевания. Большое количество развивающих игр, которые популярны и сейчас, были впервые придуманы и разработаны именно в семье Никитиных.

Согласно методике Глена Домана, обучение детей должно происходить при помощи специальных карточек, на которых изображены картинки из энциклопедий с соответствующим пояснением. Сторонники методики Домана считают, что если часто показывать эти карточки детям, параллельно поясняя, что вот здесь, например, изображен первый президент США, то эти знания обязательно отложатся у них в памяти, а затем, когда ребенок подрастет, эти сведения как бы «выплывут» в виде воспоминаний. Мария Монтессори выступала за игровую форму обучения и самостоятельное выполнение ребенком заданий. По ее методике, ребенок выступает в роли творца, а педагог лишь руководит самостоятельной деятельностью малыша, но никак не обучает его.

А вот Масару Ибука считает, что наглядным пособием для детей должны послужить не игрушки, изготовленные взрослыми, мозг которых ограничен по природе своей, а все сокровища цивилизации – детям просто необходимо видеть картины великих художников, слушать классическую музыку, читать произведения поэтов-гениев и в раннем возрасте знать, как минимум, один иностранный язык!

Читайте также про Грудной возраст ребенка. Несмотря на различия каждой методики, все они сходятся в одном (и оказываются правы!): начинать развитие детей нужно уже в самом раннем возрасте. «После трех уже поздно» – именно так считает Масару Ибука, акцентируя свое внимание на том, что первые три года мозг ребенка развивается быстрее всего, а потому, если в этот самый период родители не создадут базу для дальнейшего обучения, то вряд ли в будущем ребенок сможет достичь в нем блестящих результатов.

Конечно, эти теории нельзя назвать идеальным, и каждую из них есть за что критиковать. Так, по мнению некоторых специалистов методика Глена Домана плоха тем, что она отводит ребенку не роль творца, а просто слушателя. Да и заучивание энциклопедических знаний посредством карточек не всегда бывает эффективно: когда ребенок вырастает, эти сведения нередко просто «выветриваются» у него из головы. Однако кто бы что ни говорил, в каждой из этих методик есть и свои плюсы, а потому родители вполне могут пользоваться ими, взяв от каждой из них «по чуть-чуть».

Активные игры влияют на развитие мозга

Это не пустые слова, а научно доказанный учеными факт. Они провели эксперимент на крысах: одним поставили в клетку красочные домики, лесенки и лабиринты, а других оставили обитать в пустой и серой клетке. У тех животных, которых снабдили «развивающими игрушками» мозг увеличился на 25%. По мнению ученых, то же самое происходит и с маленькими детьми: развивающие игрушки помогают родителям вырастить из малыша настоящего гения. И не нужно прятать все эти игрушки от ребенка, выдавая их ему строго по определенным часам: малыш должен иметь к ним постоянный доступ, чтобы у него уже с самого детства была возможность выбрать занятие по душе. Вот краткий перечень того, что обязательно должно быть у ребенка:

 

1. Мягкие игрушки
2. Мячи
3. Музыкальные игрушки
4. Конструкторы
5. Краски, пластилин, ножницы (детские), клей, цветная бумага и картон
6. Наборы для ролевых игр (например, игрушечные кухня или гараж)
7. Уголок для спортивных занятий

Однако помните: купить игрушки – это лишь полдела. Ребенка также следует научить в них играть. Казалось бы, что может быть проще игры? Но не тут-то было. Если ребенок впервые видит ту или иную игрушку, он просто не будет знать, что с нею делать. Мама должна обязательно поиграть вместе с крохой.

Стоит ли ребенка растить билингвистом?

Многие родители считают, что чем раньше их чадо начнет изучать какой-нибудь иностранный язык (чаще всего выбор падает на английский), тем лучше и быстрее он в будущем освоит школьную программу по этому языку, да и в целом будет знать его, как родной.

Однако большинство специалистов уверяют: не стоит торопить события и заставлять ребенка заучивать иностранный язык раньше, чем он уверенно заговорит на родном, то есть в 5-7 лет. С этим мнением наверняка не согласятся сторонники раннего развития, которые считают, что учить ребенка иностранному языку нужно чуть ли не с рождения. Вспомните хотя бы методику Масару Ибука: по его мнению, маленький ребенок должен знать сразу несколько языков.

В желании превратить свое чадо в юного полиглота есть и очевидный минус: известно, что дети, которых с рождения родители начинают обучать сразу двум языкам, начинают говорить гораздо позднее ровесников. Не удивительно, ведь мозг малыша слишком перегружен обилием довольно сложной информации.

Впрочем, если родителям уж очень хочется, чтобы их дети знали иностранный язык с детства, то можно ограничиться заучиванием всего одного стихотворения – оно послужит прекрасной базой в будущем.

Скажи мне, что тут нарисовано?

Говоря о методике Глена Домана, мы пришли к выводу, что нет смысла заставлять ребенка заучивать карточки с вырезками из энциклопедий, поскольку в подростковом возрасте ребенок вряд ли вспомнит о них. Однако приверженцы теории Домана скорее всего с этим суждением не согласятся. Как бы то ни было, карточки как таковые не стоит исключать из процесса обучения ребенка. Правда, изображения для них стоит подыскивать более простые (не первого президента США, конечно): например, предметы или животные, которых малыш уже видел. Они помогут ребенку в развитии речевых навыков и письме.

 

Классическая музыка помогает малышам развиваться

Уже всем давно известно, что музыка Моцарта положительно влияет на развитие мозговой деятельности человека, а кроме того, она активизирует его скрытые потенциалы. Считается, что классическая музыка в целом не просто помогает в формировании у ребенка слуха, но также способствует в развитии интеллекта, творческих способностей и внимания.

В настоящее время существует достаточно большой количество музыкальных игрушек. Однако не стоит зацикливаться лишь на какой-то одной мелодии: мотивы, которые слышит малыш, должны всегда меняться. Старайтесь выбирать именно классические произведения, а не популярную эстрадную музыку, поскольку по мнению ученых, последняя скорее отрицательно сказывается на ребенке, нежели развивает его.

 

Вредны ли для ребенка телевизор и компьютер?

Нельзя категорично заявить, что телевизор и компьютер вредны для детей: здесь все зависит от времени, которое выделяют родители, например, для просмотра мультфильмов. Конечно, если ребенок полдня «пялится» в экран телевизора или монитор компьютера, то это может повлиять на его зрение. Но с другой стороны и частое чтение тоже плохо сказывается на зрении.

Многие мамы наивно полагают, что просмотр мультфильмов способствует развитию у ребенка речи: ведь герои мультика разговаривают, общаются, а значит, и ребенок сможет научиться говорить, беря с них пример. В действительности это огромное заблуждение. Нет лучшего учителя, чем сами родители.

Ведь только в живом общении малыш сможет постичь азы родного языка.

Родителям просто стоит помнить: телевизора или компьютера не должно быть слишком много в жизни малыша. Поэтому если вы купили ребенку очередную игру, поддавшись на его уговоры, не стоит тут же прятать ее. Старайтесь максимально выгодно распределить время на компьютерные игры и не позволяйте ребенку долго засиживаться за ними. Кстати, даже компьютерные игры могут помочь в развитии детей, главное, правильно их подобрать: например, хорошо в этом случае подойдут логические игры.

Итак, подведем итог. Развивающих методик в настоящее время существует большое количество, однако не стоит обращаться к какой-то одной – как мы писали, никакая из них не является идеальной, и в каждой имеются свои минусы. Так что стоит просто скомбинировать элементы разных методик, чтобы получить свою собственную, индивидуальную, подходящую именно для вашего малыша. В то же время хотим заметить, что не стоит забывать и о том, что ребенок нуждается в самом обычном детском веселье, а потому не стоит слишком много внимания отводить только развивающим занятиям.