Развиваем воображение и креативность

В какие игры нужно играть с малышом, чтобы он стал творческой личностью?

Научиться видеть привычные и обыденные вещи в новом свете, придумывать уникальные решения, «рождать» в уме незаурядные идеи – весь этот комплекс возможностей и принято называть «креативностью». Способность мыслить творчески имеется далеко не у каждого человека. Большинству людей свойственно довольно стереотипное мышление и позиция «думаю, как все». Для креативного же человека нет каких-либо творческих рамок, его фантазия, в прямом смысле слова, кипит. Однако творческие люди не берутся из ниоткуда: в действительности креативные личности «взращиваются» годами, чуть ли не с первых месяцев жизни.

Большую роль в развитии творческих способностей у детей играют, конечно же, сами родители. Чем раньше они начнут заниматься с малышом творчеством, тем больше вероятность того, что ребенок вырастит креативной личностью. Именно в детстве, когда малыш является пластичным и восприимчивым, словно глина в руках творца, родители могут «слепить» из него ЛИЧНОСТЬ. Начиная с 3 лет и примерно до 7 – самый благоприятный возраст для того, чтобы «взращивать» в Вашем ребенке креативность. Однако помните: кружки и секции – это, конечно, замечательно, но никто, кроме самих родителей, не сможет заложить в ребенке фундамент для развития в нем творческих способностей. В пользу этого мнения существует несколько фактов http://grudnichkam.ru/.

Во-первых, ни для кого не секрет, что для малыша родители являются непоколебимым авторитетом. Общение с мамой и папой высоко ценится ребенком, а потому, играя с малышом в игры, развивающие креативное мышление, родители занимают все внимание крохи.

Во-вторых, никто лучше самих родителей не знает о предпочтениях ребенка, а потому именно они смогут подобрать малышу те упражнения, которые смогут заинтересовать его и вовлечь в игровой процесс.

В-третьих, считается, что именно творческая деятельность является наилучшим способом времяпрепровождения малыша и его родителей.

В-четвертых, если за развитие творческих способностей взялись именно родители, а не воспитатель, то их внимание полностью сконцентрировано на малыше, тогда как воспитатель делит его сразу между несколькими детьми.

В-пятых, занимаясь с малышом, играя с ним, Вы даете ему понять, что родители – это те люди, с которыми всегда будет интересно. А это, безусловно, в будущем наложит отпечаток на Ваше общение с ребенком.

Упражнения для развития креативности

Благодаря этим упражнениям Вы сможете развить у малыша креативное мышление в общем понимания, а не применительно к каким-либо определенным учебным предметам.

Активизируем фантазию

Расскажите ребенку эту сказку (или придумайте свою). «Как-то раз мальчик неторопливо шагал домой. Он шел очень аккуратно, с интересом рассматривая землю под ногами, потому что боялся раздавить какую-либо букашку, которая могла оказаться у него на пути, поскольку он был добродушным мальчиком и не хотел делать больно другим живым существам. Но вдруг он увидел монетку, которая валялась прямо у него под ногами. Мальчик поднял ее. Монетка была очень чудная: с одной стороны у нее был нарисован прекрасный замок, а с другой – ветвистое дерево. Оказалось, что монета не простая, а заколдованная! Как только малыш взял ее в руки, то почувствовал, что происходит нечто странное и необычное. Мальчик понял, что он становится меньше, и уменьшался до тех пор, пока не стал совсем крохотным».

Здесь Вам необходимо сделать паузу в своем рассказе и спросить малыша: «Если бы ты вдруг превратился(лась) в маленького человечка, то о чем бы ты первым делом подумал(а)?»

Далее, выслушав слова ребенка, Вы можете продолжить свой рассказ: «Твоя версия очень занимательная, но наш мальчик подумал, как же нелегко ему будет попасть к себе домой. Как ты считаешь, что же ему следует делать? Помни, что наш герой уменьшился в размерах и стал совсем крошечным».

Задайте ребенку следующие вопросы (можете также придумать свои):

1. С какими сложностями он столкнется, будучи такого крохотного размера?

2. Когда мальчик доберется до дома, что подумают его родители, родственники, братья и сестры?

3. Сложно ли ему будет есть привычную пищу? Что изменится для него?

Похвалите малыша за то, что он высказал много интересных предположений (помните – чем больше их, тем лучше!). Продолжите рассуждать дальше: «А что же будет с мальчиком, если он придет в детский сад, будучи такого маленького роста?» Ребенок должен высказать как минимум два различных предположения – таким образом у него будет развиваться умение находить разные варианты для решения одной задачи. Но тут в Вашей истории произошел внезапный поворот: мальчик понял, что быть крохотным ему очень неудобно и решил вернуться в прежнее состояние.

Спросите у малыша, как он думает, что нужно сделать мальчику, чтобы снова стать такого же роста, какого он был до того, как нашел монету. Старайтесь размышлять вместе с ребенком, стимулируя его на высказывание самых разных предположений. Затем продолжите рассказ: «Чтобы снова стать своего настоящего роста, малыш принял решение вернуть монетку туда, где он ее нашел: на тротуар. Когда мальчик пришел к этому месту, то сразу же положил ее там, где, как он помнил, она лежала в прошлый раз, повернув ее изображением замка кверху. Когда монетка оказалась на земле, малыш почувствовал, что начал стремительно расти. И вот он уже стал своего прежнего размера, а его рост все никак не прекращался: так он стал выше этого потолка (показываете на потолок). Все дело было в волшебной монетке: она не знала, в какой момент ей нужно было остановить рост мальчика».

Расспросите ребенка о том, с какими сложностями, по его мнению, может столкнуться такой высокий человек в жизни. Продолжите: «Понятно, что малышу не очень-то хотелось быть таким высоким. Но что же он должен сделать, чтобы вновь стать своего нормального роста?» Пусть ребенок выскажет Вам свои предположения.

Как только малыш высказал все свои мысли, продолжите рассказ: «Твои идеи очень хорошие, но наш мальчик сделал по-другому: он снова вернулся к тому месту, где лежала монета, и перевернул ее другой стороной кверху. Сделав это, он почувствовал, как начал быстро уменьшаться. Когда мальчик стал привычного роста, то уменьшение прекратилось. Обрадованный тем, что стал вновь таким, каким и был прежде, он весело пошагал домой. Как ты думаешь, что произошло дальше, когда он вернулся домой к родителям?».

Истории, которые Вы придумываете, могут быть совершенно разными. Помните главное: из самого обычного, одинарного факта нужно создавать логическую цепочку путем постановки разного рода вопросов. Дети любят придумывать истории, поэтому им будет очень интересно размышлять о том, что же случилось с героем. Логические цепочки, кстати, можно и зарисовывать: например, к рисунку малыша вместе с ним Вы можете придумать самую настоящую сказку, затем дав задание, например, нарисовать следующего героя, который также мог бы стать участником этой истории.

Развивающие задания для детей

Играя с малышом в следующие игры Вы не просто помогаете ему развивать креативное мышление, но также в процессе игры, у ребенка формируются математические навыки и логика, аналитическое и оценочное мышление.

Игры для развития математических способностей

1. Чтобы развивать математическое мышление, можно, например, предложить ребенку подсчитать, сколько дней осталось до какого-либо долгожданного для него события, например, дня рождения или похода в цирк. Во время обеда можно посчитать с малышом, сколько лежит салфеток и хватит ли их всем сидящим. Или во время приготовления пищи можно дать ребенку поручение: отмеривать необходимое количество продуктов с помощью стаканов или ложек.

2. Дайте ребенку необычное задание: придумать собственную геометрическую фигуру. Подумайте вместе с малышом, как можно было бы ее назвать.

3. Выясните вместе с ребенком, чем лучше измерять сыпучие ингредиенты для приготовления блюд (муку, соль, сахар, какао, крупы) – ложкой или специальным стаканчиком (чашкой)?

Игры для развития речи

Умение правильно сформулировать свою мысль должно быть у любого человека. Однако не каждый человек способен быть искусным оратором и вести бесконечные полемические диалоги с оппонентами. Не зря риторику считают настоящим искусством, подвластным далеко не всем. Вот почему развитием речевых навыков нужно заниматься с самого раннего периода жизни ребенка.

1. Дайте ребенку задание закончить фразу. Прочитайте предложение, в котором пропущено последнее слово, например, «Я люблю…» или «Света нашла…», и дайте ребенку возможность самому домыслить слово, чтобы в результате получилось цельное предложение. Кстати, задачу можно усложнять, предложив ребенку вставить пропущенное слово не в конце, а в начале или середине предложения.

2. Поиграйте с ребенком в такую игру: назовите ему слово, а он пусть, в свою очередь, придумает другое слово, чтобы оно рифмовалось с Вашим. После этого Вы можете попросить ребенка придумать несложный стишок с использованием этих слов.

3. Возьмите несколько картинок с совершенно разными изображениями: это могут быть как неодушевленные предметы, так и живые существа. Предложите ребенку составить текст с использованием изображений. Затем эти картинки поменяйте местами, дав малышу задание расположить их в первоначальном виде.

4. Вообразите вместе с ребенком, что он повар (профессию можно заменить) и ему нужно выступить в тв-передаче, где он должен рассказать о способах приготовления различных блюд. Во время игры малыш может пользоваться любым подручным средством, необходимым ему для «приготовления» пищи. 5. Покажите ребенку репродукции картин известных художников и попросите его сказать, какая картина понравилась ему больше, а какая меньше.

Причем выбор должен быть обоснован. Попросите ребенка объяснить Вам, почему его привлекла именно эта картина, а не какая-то другая.

Игры для развития научной деятельности

1. Расскажите малышу о каком-нибудь животном, например, о белке. Задайте ему вопросы: чем питается белка? Где она живет? Какое жилище предпочитает белка?

2. Возьмите пипетку, две банки с водой, подкрашенной разными цветами, лист бумаги. Спросите у ребенка, что будет, если капнуть водой на бумагу? Изучите капли, а затем поинтересуйтесь, догадывается ли он, что произойдет, если две капли смешать? Все комментарии сопровождайте наглядным подтверждением эксперимента.

3. Дайте малышу задание вырастить семена, например, люцерны, или какого-то злакового растения: погружая их с вечера в жидкость и накрывая мокрым полотенцем. Весь процесс роста семян попросите малыша фиксировать: например, зарисовывая их, а также описывая все изменения.

4. Дайте ребенку задачу: получить новую краску путем смешения имеющихся цветов. Спросите у ребенка, знает ли он, что за цвет получился? Исходниками могут служить не только краски, но и пластилин или подкрашенная вода.

5. Придумайте вместе с малышом совершенно новое фантастическое животное: например, смесь насекомого, рыбы и млекопитающего. Дайте ему имя, а затем подумайте, чем же это существо должно питаться, где обитать и как передвигаться. Попытайтесь его нарисовать.

Игры, развивающие коммуникативную сферу

Чтобы развить творческие способности малыша применительно к сфере общения, стоит поиграть с ребенком в следующие игры.

1. Поиграйте с ребенком в игру, где ему нужно будет вообразить себя в различных ролях, например, в роли продавца, парикмахера или официанта. Получается ли у него справиться со сложными ситуациями? Может ли он найти выход во время общения с раздражительными клиентами? Сымпровизируйте различные ситуации, которые могут произойти в магазине (ресторане и т.д.), где ребенок сначала будет выступать в роли продавца (официанта), а потом - в роли покупателя.

2. Если у Вас намечается празднование какого-либо праздника, например, дня рождения, то предложите малышу обзвонить родственников и друзей, которых Вы бы хотели пригласить.

Как Вы понимаете, предложенные игры – далеко не полный перечень. Их могут придумать и сами родители, не обязательно использовать только приведенные варианты. Однако главными критериями для игр, развивающих у ребенка креативное мышление, является возможность домыслить, додумать, нафантазировать. Чем больше мама или папа акцентируют свое внимание именно на попытках малыша фантазировать, тем вероятнее, что из ребенка вырастит человек с недюжинными творческими способностями.